Внедорожные туристы ГлавнаяРегистрацияВход Воскресенье
24.11.2024
03:34
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Тарелла  
Радиосвязь любительская- что, как, зачем и почем.
Doctor__ZloДата: Вторник, 11.11.2014, 20:42 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Значит так: начал я (в прошлом страшный электромеханик связи вч 45603А biggrin ) писать статью про радиосвязь для нас подходящую, и вовремя наткнулся на изыскания и жизненные наставления Максима Udarnik-truda   позывной RL3AU.
Целиком и полностью согласен, и рекомендую прочесть.
Я не стал цитировать пункты где рассматриваются КСВ, настройка его, борьба с помехами.
Давайте начнем с малого.
Кстати рекомендую зайти на его личный сайт- http://www.udarnik-truda.ru там есть описания поездок, которые он совершил и отлично описал.
Про частоты рекомендую почитать вдумчиво, т.к. например Баофенг, который есть у Тареллы и у меня может работать и в «двойке» и в «семидесятке».
Жирненьким-крупненьким специально выделил важную информацию про СиБи связь, дабы развеять некоторые мифы и заблуждения, которые ОЧЕНЬ нравятся некоторым умельцам-биснесменам с СиБи форума.

1.      О доступных диапазонах для связи и их легальности

СиБи, всем известный диапазон 27 МГц, в России легальна работа в сетках C и D, частоты от 26,965 мГц до 27,855 МГц, для использования не требуется никаких лицензий и разрешений. СиБи - это не полноценное КВ с его сверхдальним пространственным распространением, и не УКВ с его стабильной связью земной волной, это отходы эфира, отданные гражданам правительствами их стран. Требует весьма громоздких антенн, летом в светлое время суток мучают дальние проходы, много помех, т.к. в этом диапазоне работают всякие промышленные установки ВЧ-нагрева и медицинская техника. Особенно засрана частота 27,12 МГц и около нее. Достоинства - в этом диапазоне на частоте 27,135 МГц в амплитудной модуляции АМ сидят водители грузовиков, всем известный канал 15АМ, в котором можно получать информацию об обстановке на трассах и ГИБДДешных засадах. Из-за того, что тут сидят дальнобои, СиБи стал фактически стандартом в для связи между автомобилями и получил статус "мастхев".

Диапазон 144 - 146 МГц, VHF, он же "двойка". Легален условно, юридически - для "левых" граждан нелегален вообще. На первичной
основе выделен для ведомственной связи и специальных служб, на вторичной - допускается использование лицензированными радиолюбителями, а не лицензированными - не допускается. В этом диапазоне радиолюбителями часто используются нестандартные виды связи, например, связь сигналом, отраженным от Луны или от следов сгоревших метеоритов. Вся подобная экзотика идет в промежутке 144 - 145 МГц, поэтому джиперам и прочим рекомендуется воздерживаться от того, чтоб работать в этом участке, там применяется телеграф, SSB и цифровые виды, которые они на свои ЧМ-мыльницы просто не слышат, но при этом создают помехи легальным пользователям диапазона, а это нехорошо. Приходить в чужой дом и мусорить это ведь плохо, верно? Для болтовни лучше использовать кусок 145 - 146 МГц, тут работают в ЧМе и если что, то вам скажут, что вы мешаете. До кучи сообщаю, что вылезать за границы 144 -146 МГц опасно, например, один из каналов на космическую станцию "МИР" был на частоте 143,925 МГц, совсем рядышком, и хотя серьезно помешать связи с космосом радиохулиган вряд-ли сможет, но на помехи могут отреагировать, а кому надо проблем, если можно их избежать? И помимо космонавтов там еще сидит много тех, кто радиохулиганов не любит. Самое безопасное и порядочное - держаться в куске 145 - 146 МГц, очень желательно помнить об этом.

Диапазон 433 МГц, UHF, он же "семидесятка", от 430 мГц до 440 МГц.
Легален частично, все что было написано про "двойку" - актуально и для "семидесятки", тут просьба не засирать кусок 430 МГц - 433 МГц.
Но на этом диапазоне есть приятные исключения. Абсолютно легальноработать без лицензии на частотах 433,075 МГц - 434,750 МГц при мощности передатчика до 0,1 ватта, так называемый LPD-диапазон, мощность, конечно, все превышают, но это уже мелочи. Еще один легальный кусок, лежащий несколько в стороне от "семидесятки" но по свойствам полностью ей идентичный, это
446.0 МГц - 446.1 МГц с мощностью до 0,5 ватта, так называемый PMR-диапазон.


2. О влиянии диапазона на дальность связи

Дальность связи это не величина определяемая путем колдовства или шаманства, а это величина, которая получается путем решения системы уравнений, в которую подставляется выходная мощность передатчиков, чувствительность приемников, ограниченная шумами, коэффициент усиления антенн и еще несколько факторов. Нам интереснее всего поговорить о коэффициенте усиления антенн, т.к. все остальные параметры у доступных простым людям раций примерно одинаковы. И так, прикинем.
Сначала вспомним, что палка длиной в четверть волны имеет коэффициент усиления 0 дБ или 2,15 дБi, обязательно обращаем внимание на буковку "i", обозначающую изотропный излучатель, относительно которого дается такой Кус. Изотропный излучатель - это некая умозрительная антенна, которой на самом деле нет, что-то типа "китайских ваттов". Далее мы будем оперировать обычными дБ, чтоб не умничать и не путаться.

Длина волны СиБи 27 МГц = 11 метров, четверть длины волны =2,75 метра, антенны короче 2,75 метра с точки зрения физики - дрянь, никакого коэффициента усиления у них нет, есть сплошное затухание :(,и не важно, 2 метра она, или 1,5 метра. А геморроя больше с длинной. В общем, какую СиБи антенну не поставь - дела не важные.

На 144 МГц уже веселее: длина волны = 2 метра, четверть = 50 см. Поставить легче, можно даже коллинеарную антенну 2 х 1/4 соорудить, будет метр высоты и при этом +3 дБ, все равно что мощность в два раза подняли, уже прибавка пошла. На 433 МГц там длина волны 70 см, четверть = 17,5 см, метровая палка получается уже что-то совсем серьезное, типа 5 х 1/4, тут уже можно около 6 дБ снять,
считай в 4 раза моща выросла. И все это при равных габаритах антенны!

А на портативных радиостанциях все вышеописанное ещеактуальнее, потому что антенна в 17,5 см на СиБи портативке это ерунда, а на портативке на 433 МГц антенна 17,5 см - это самая настоящая полноценная антенна.

Т.е. чем выше частота, тем эффективнее антенную систему можно сделать в тех же габаритах. А всякие глупости, что в лесу лучше 144 мГц, на рыбалке 433 мГц, в горах 27 МГц - лучше забыть. Менты и прочие службы постоянно лезут вверх по частотам, уже на 800 МГц залезли во всякие ТЕТРЫ, а сотовые телефоны за 2 ГГц ушли, и ничё так звонят себе, хоть в лесу, хоть в поле.

7. Что же покупать и как ставить?

Как уже писалось выше, дальность связи - это не величина которая получается путем колдовства и шаманства, а результат решения системы уравнений, в которую подставляются мощности передатчиков, чутье приемников, ограниченное шумами, Кус антенн и прочие вещи.

Вся СиБи аппаратура сделана по самым детским схемам из самых дешевых деталей, и обладает одинаковыми техническими характеристиками. Чутье дешевого Alan-100Plus и дорогого MegaJet MJ-600 одинаково, избирательность тоже одинакова. Между мощностью передатчика в 4 и 10 ватт тоже нет особой разницы, потому что по науке, чтоб увеличить дальность в 2
раза, мощность нужно поднять в 10 раз, и лишние 6 ватт приведут к тому, что было слышно на 10 километров, а стало на 11 километров слышно, прибавка копеечная.


Поэтому когда вам вместо СиБишки ценой 60 долларов настойчиво впаривают СиБишку ценой в 160 долларов, очень рекомендуется спросить
у продавца, а за что он хочет лишние 100 баксов? Кому нужны свистелки и перделки типа автоматических шумодавов и кучи ручек, которые все равно никто крутить не будет никогда, так как связь на максимум обеспечивается только в одном их положении, а портить связь и крутить в минус мало кому надо, тот может заплатить за понт, но с технической точки зрения толку от этих наворотов - ноль.

Тоже справедливо и для антенн. Назначение антенны -преобразование текущего в ней ВЧ-тока в излучение в эфир и обратно с
максимально возможным КПД, желательно, чтоб он был 100%, а как уже писалось выше, все что короче 2,75 метра - не может быть полноценной антенной и не может иметь КПД близкий к вожделенным 100%. Если рассуждать упрощенно, то антенна
длиной 2 метра имеет КПД 60%, а антенна длиной 1,2 метра имеет КПД 40%, что такое 20%? Да ничего, просто ерунда, пропадет 1/5 часть энергии, из 4 ватт пропадет менее 1 ватта, ну и что, станет слышно меньше на 500 метров, никто и не заметит. Поэтому самое удобное это применить антенну длиной от 1,2 метра до 1,5 метра. Короче 1,2 метра не надо - такие короткие крысиные хвосты совсем уж неприличный КПД имеют, и длиннее 1,5 метров не надо, зачем превращаться в троллейбус?


Магнитные антенны ничем не отличаются от врезных, и те и те работают одинаково. Кабель тоже можно удлинять и укорачивать при необходимости. Когда антенну на крышу здания ставят, там же никто кабель не отмеряет путем шаманства, а на портативках вообще нет ни кабеля, ни магнита, ни железного кузова авто, но законы физики для всех антенн абсолютно одинаковы, несмотря на разницу в конструкции. Еще существует легенда, что антенну нужно врезатьровно по центру крыши, иначе диаграмма направленности не будет круговой, но машина и так не круглая, она имеет форму вытянутого кирпича, куда не врезай и сколько не старайся, все равно ДН будет неровной, ведь спереди и сзади машина по-любому длиннее, чем в поперечнике, а на фурах еще интереснее, где не ставь на голове, все равно сзади будет хвост фиг знаетсколько метров, и ничего, ставят люди на тягач антенны сбоку и не парятся.
Разумнее ставить где удобнее, а не искать мифический центр, которого нет.


Вообще, СиБишки нужно выбирать сердцем, а не умом, это техника типа магнитол или телевизоров, никто же покупая магнитолу не смотрит сколько там у нее микровольт чутье, и покупая антенну для нее никто не интересуется децибелами. Народ почему-то так любит обсуждать аппаратуру СиБи связи и антенны для нее, но никто не обсуждает, например, телевизоры, а ведь там тоже есть о чем поговорить
в части радиотракта и у ТВ-антенн тоже есть КСВ, и когда он фиговый - антенна рассогласована, на экране летит снег и идет двояж (не путать с двояжом от отражений от местных предметов). И никто КСВ там не настраивает и на форумах не трындит, хотя телевизоры есть у всех, а рации - только у некоторых. И автоантенны для УКВ раций или сотовых телефонов тоже никто не пытается настраивать, видимо, сказывается тот факт, что КСВ-метры, пригодные для этого дела, очень дороги и редки, и ведь несмотря на это работают как-то и УКВ рации, и мобилы без всяких настроек, никто не жалуется.
В УКВ связи есть всего три бренда, доступные у нас и пригодные для любительской связи - это киты и флагманы Yaesu и Icom, оба они примерно одинаковы, и еще чуток в стороне стоит Alinco, она пожиже и побюджетнее, но тоже бренд, не фигня какая-то. Моторолы для любительской связи не пригодны, т.к. программируются с компа, частоту с клавиатуры не забьешь, и их портативки не могут заряжаться
проводком через прикуриватель, это профи-техника, но тут слово "профи" идет во вред, потому что Моторолы сделаны для тупых, чтоб ненароком нельзя было сбить настройки и связи лишиться, а любителю от такой кастрации только вред. Далее начинается Китай. Широко известный у нас Kenwood это на самом деле Хренвуд, реальный Кенвуд даже понятия не имеет о том, что у нас толкают под их маркой, кто не верит - может сходить на их англоязычный сайт, там даже моделей таких нет, но при этом Хренвуды как правило ничего, весьма удачные, если жалко денег на Я-ссу или Icom вполне можно брать. Остальной Китай даже охарактеризовать тяжело, есть подороже, есть подешевле, да и рынок постоянно меняется, не опишешь его, из Китая выбирайте по деньгам, отзывам и слушайте внутренний голос, тут научно посоветовать невозможно. Единственное - не желательно брать китайские портативки выше 4-5 ватт, от перекачки выходников и надежность падает, горят они, и аккумуляторы быстрее садятся в два раза, а что серьезной прибавки от лишних 3 ватт нет уже писалось.
Пока всё. tongue
73!


Сообщение отредактировал Doctor__Zlo - Вторник, 11.11.2014, 21:10
 
Doctor__ZloДата: Вторник, 11.11.2014, 21:07 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные







Прошу обратить внимание на штамп:
Торжественно-клятвенное обязательство дано.


Сообщение отредактировал Doctor__Zlo - Вторник, 11.11.2014, 21:09
 
Doctor__ZloДата: Среда, 12.11.2014, 20:49 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





Продолжим.
Обобщу сказанное ранее: связь СиБи- мягко скажем совсем некачественная, если не сказать прямо- по определению связь г-но.
Антенна длиной меньше чем 2 метра да еще и 75 сантиметров даеттолько затухание сигнала.
Что же делать?Ответ на этот вопрс нашли таксисты- УСИЛИТЕЛЬ!!! Поставить «кирпич»ватт на 100, а лучше на 150, а у некоторых даже 200. Но тут такой парадокс : 
1. Цена (и не маленькая, 2-5 тыр)
2. Энергопотребление- такая связочка высосет АКБ очень быстро.
3. Отлично, вдуем в антенну 100 ватт, увеличим дальность всего в 2-3 раза, нас будут слышать не на 5-10, а на 20-23 км, а что в ответ?
Тишина, если у собеседника тоже нет «кирпича». Например я не хочу идти таким путем- есть и интересней решения.

Другой ответ- сделать антенну длинной, чтобы она не глушила,а усиливала наш сигнал.Реально видел такие «удочки». Зачем?- спрашиваю. А каксвязаться если уехали далеко? Отвечают. Как аварийный вариант. По-моему проще (да и не дороже совсем) купить спутниковый телефон. Вот картинка как это выглядит:




Сообщение отредактировал Doctor__Zlo - Среда, 12.11.2014, 20:51
 
Doctor__ZloДата: Среда, 12.11.2014, 21:26 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





Значит так- СиБи уже есть, оставляем слушать 15 канал и ищем альтернативу для качественной связи внутри группы (и не только).
Еще вот что надо обязательно сказать- необходимо избежать «радиохулиганства».
Пример: человек купил (нашел, украл, подарили) комплект носимых рацеек, они друг с другом прекрасно связываются, чел этими рацейками
пользуется и не подозревает что они в авиационном (речном, морском) диапазоне работают и создают помехи там, где их быть не должно категорически. Мало того, что это наказуемо, и поверьте накажут, это еще и опасно для окружающих. Думаю не надо объяснять почему. С водителем снегоуборщика, об который зацепился борт президента Тоталя, вроде как была потеряна радиосвязь.
По сему: надо пользовать разрешенный LPD и PMR диапазоны.



Конечно мощность наших Кенвудов, Баофенгов и т.д. выше разрешенной, но это не такой страшный грех как работа в запрещенных частотах. Да и пасется там нарушителей-коммерсантов полно (таксы, ЧОПы) Кстати слушать можно любые частоты- хоть авиадиспетчеров,хоть ГИБДД, хоть МЧС, хоть ….
Главное- не включать передачу!
А если потратить немного времени и денег (меньше 1000 руб),то можно получить радиолюбительский позывной и легализировать рацию. Но тогда
уже лучше регить не носимую Токи-Воки, а автомобильную. И будет легальных 40-50 ватт в антенне. А носимую использовать как и положено – носить с собой при выходе из машины и разведке каки впереди.
Если это кому-нибудь интересно, дам ссылки на порядок получения этого всего.
Сам счас буду брать в конторе, где у меня есть проект, б/у станции Icom IC-F211.
Описание в сети, вот например: http://racii.poisk-podbor.ru/price/podbor/icom/ic-f211/123.html
Это неубиваемая, надежная, мощная (45 ватт), сделанная в самой Японии рацека.
Будет прошита на LPD (69 каналов) и PMR (8 каналов) диапазоны, московский Автоканал, а свободные каналы (а их там всего 128) будут забиты ГИБДД, МЧС только на слушанье, с запретом передачи.Можно запрограммировать что пожелаете.
Цена будет 5 тыр- рация, антенна, тангента.
На "Ориентирах" заказали 6 шт.
73!


Сообщение отредактировал Doctor__Zlo - Среда, 12.11.2014, 21:37
 
МаксимДата: Среда, 12.11.2014, 21:45 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Доктор! Что бы быть до конца последовательным,предложи
варианты антенн к данному диапазону. Пожалуйста...
 
Doctor__ZloДата: Среда, 12.11.2014, 21:48 | Сообщение # 6
Группа: Удаленные





В первом посте указано:
А на портативных радиостанциях все вышеописанное еще актуальнее, потому что антенна в 17,5 см на СиБи портативке это ерунда, а на портативке на 433 МГц антенна 17,5 см - это самая настоящая полноценная антенна.
Т.е. 35 см- это уже супер какая антенна.
И эта техника работает хоть на кусок проволоки, рация перестает работать, когда отгнивает жила кабеля от антенны.
И нет гемороя с настройкой, без которой СиБи практически не работает как надо.


Сообщение отредактировал Doctor__Zlo - Среда, 12.11.2014, 21:52
 
МаксимДата: Среда, 12.11.2014, 22:02 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





Нет уважаемый! Вы меня не поняли.
С какой конкретной моделью антенны будет поставляться Icom?
Какие еще есть варианты? Крепления? Конструктивные особенности?
 
Doctor__ZloДата: Среда, 12.11.2014, 22:10 | Сообщение # 8
Группа: Удаленные





Оригинальная, с магнитом, длина 35 см.
Вариантов море- а зачем? Она с этой антенкой Москву навылет берет.
 
МаксимДата: Среда, 12.11.2014, 22:18 | Сообщение # 9
Группа: Удаленные





Как зачем???  uhm
1) визуальное наблюдение предмета,систематизирует мозговую активность.
2) далеко не все автомобили имеют корпус взаимодействующий с магнитом антенны.
3) и еще к вопросу "зачем"- а как же эстетическое восприятие?
 
подводникДата: Четверг, 13.11.2014, 19:50 | Сообщение # 10
Группа: Удаленные





Получается в машине теперь будет две рации жить...а есть варианты что бы и СИ-БИ диапазон и то что Доктор прописал biggrin Честно говря пока не знаю насколько нужны эти перемены,на мой взгляд си-би достаточно.но с другой стороны хорошая связь на дороге не валяется.А с третьей стороны, поставят эту рацию в машину например 3-4 человека...а с остальными все равно по сибишке придется общаться...
 
Doctor__ZloДата: Четверг, 13.11.2014, 20:44 | Сообщение # 11
Группа: Удаленные





Цитата подводник ()
Получается в машине теперь будет две рации жить...а есть варианты что бы и СИ-БИ диапазон и то что Доктор прописал biggrin

Есть! Пожалуйста:
Автомобильная радиостанция Yaesu FT-857D
http://zakazradio.ru/shop/UID_1523_kv_transiver_yaesu_ft857d.html
 
МаксимДата: Четверг, 13.11.2014, 21:09 | Сообщение # 12
Группа: Удаленные





Замечательно.
А как решен вопрос с антенной под все диапазоны?
И главное: Адмирал правильно заметил, с кем держать
связь за вложенные деньги???
Стабильно ездещаго коллектива нет,а вероятность встретить
автомобиль оборудованный УКВ не велика.
Вещь хорошая,но на данный момент не очень актуальная,как
мне кажется...
 
Doctor__ZloДата: Четверг, 13.11.2014, 21:31 | Сообщение # 13
Группа: Удаленные





Цитата Максим ()
А как решен вопрос с антенной под все диапазоны?

Хреново- универсальная. Или через дуплекс-триплекс разветвитель на две-три антенны под каждый диапазон своя..

Цитата Максим ()
Стабильно ездещаго коллектива нет,а вероятность встретитьавтомобиль оборудованный УКВ не велика.
Вещь хорошая,но на данный момент не очень актуальная,как
мне кажется...

Может быть, но например на крайнем Матрассе очень бы пригодилась. Бегали с носимыми УКВ, а потом кричали в СиБи.
И не так уже мало людей с УКВшками. Я буду ставить, решено.
 
МаксимДата: Пятница, 14.11.2014, 14:06 | Сообщение # 14
Группа: Удаленные





Доктор,на что не пойдешь,ради связи с тобой! biggrin
(связи в коммуникативном смысле)
Внедряй- посмотрим,понюхаем,пощупаем,а там
видно будет,куда антенну ставить.
 
подводникДата: Суббота, 15.11.2014, 16:19 | Сообщение # 15
Группа: Удаленные





Новая рация,которую Вадим предлагает кучеряво стоит...почти 12.000 наших рубликов...надо подумать,может и правда попробовать?!Тем более что у Вадима в половину дешевле.
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz